Режиссер: Нил Бломкэмп
В ролях: Шарлто Копли, Дэвид Джеймс, Джейсон Коуп, Ванесса Хейвуд, Кеннет Нкоси, Роберт Хоббс, Уилльям Аллен Янг
США, 2009
«У кого, что болит, тот о том и говорит» - миллионам людей не раз приходилось слышать эту довольно расхожую народную поговорку, при этом каждый, кто её слышал, не раз мог удостовериться правдивой мудрости народных слов.
Лишний раз убедиться в обоснованности выводов этой поговорки можно посмотрев фильм южноафриканского режиссера Нила Бомкампа «Район №9».
Что было бы, если фильм о первом контакте людей и инопланетян снимал какой-либо американский или европейский режиссер? Это обязательно был бы или какой-нибудь фантастический мегахоррор типа «Войны миров» или наоборот, окажись в кресле режиссера какой-нибудь неисправимый оптимист, вроде молодого Спилберга, наверняка получилось бы, что-то вроде «Близкие контакты третьего рода». Но южноафриканец Нил Бомкамп родившийся в стране, где еще совсем недавно свирепствовал режим апартеида и процветала расовая сегрегация из довольно шаблонной для кино идеи фильма про первый контакт людей и инопланетян, сумел превратить сюжет в некую социальную драму о ксенофобии и прочих пороках существующих в человеческом обществе.
По сюжету фильма, 20 лет назад на нашу планету прилетели инопланетяне. Но вместо радости познания величайших технологий, или иных преимуществ, которыми могли бы насладиться люди, в случае контакта с более разумной расой, ничего кроме проблем инопланетяне на землю не привезли. Мало того, что над самым большим городом в ЮАР - Йоханесбургом, повисла огромная летающая тарелка, заставляющая жителей этого города нервно вздрагивать каждый раз, когда приходится смотреть на небо. Так ещё миллион инопланетных беженцев переселились на землю, серьезно заставив своим появлением потесниться землян.
Колония пришельцев постепенно разрасталась и вскоре достигла таких размеров, что правительством было принято решение провести операцию по переселению пришельцев, за 200 километров от города. Руководить этой операцией назначили Викуса Ван Де Мерве. Довольно безобидного чиновника с пацифистскими взглядами, который крайне обрадовался неожиданному повышению.
Однако присущий герою пацифизм и скромное добродушие тихого клерка, абсолютно не мешает Викусу, искренне и прямо по-детски радоваться шуму лопающихся в огне инопланетных яиц, из которых должны были вылупиться новые обитатели планеты земля, только инопланетного облика. При этом исходя из того, как герой вежливо и деликатно общается с остальными инопланетянами, он прекрасно осознает, что инопланетяне это абсолютно сознательные разумные существа, чей интеллект не только не выглядит более скромным в сравнении с человеческим, но и возможно превосходит его. Но, несмотря на такое, довольно точное представление о представителях внеземной цивилизации, Викус, не видит ничего страшного в том, чтобы изгонять инопланетян из своих жилищ и жечь напалмом инопланетных зародышей.
Можно усомниться в психической нормальности героя, однако Викус не страдает раздвоением личности и не испытывает никакого когнитивного диссонанса по отношению к происходящему.
- «Да, я понимаю, что возможно инопланетяне тоже могут страдать и ощущать как душевную, так и физическую боль как люди, потому, что они разумные существа. Да я против насилия и ненавижу жестокость. Но, черт возьми, эти инопланетяне слишком отвратительны, и не похожи на нас, чтобы их жалеть» - Как бы говорит с экрана герой, простодушно объясняя, казалось бы такое существенное противоречие в своих моральных устоях. И абсолютно все человеческие персонажи фильма с ним согласны.
«Несмотря на тот огромный этап, что прошел человеческий род с начала эволюции: от человекообразного примата, до жителя планеты земля в XXI веке, человек так и остался довольно тупой скотиной, так и не сумев при всей своей образованности и развитом интеллекте, как – то особо уйти от животных представлений о морали и нравственности». – Именно такую язвительную оплеуху отвешивает режиссер в сторону человечества в своём фильме. И он совершенно прав. Ведь даже в наш просвещенный век, многим людям, подобно чиновничьему недоумку из будущего Викусу Ван Де Мерве, абсолютно не кажется зазорным и аморальным гнобить, унижать и издеваться над такими же людьми, только потому, что они выглядят немного по-другому.
Разительные изменения в моральном обличии героя начинаются после того, как в результате случайного контакта с неведомой инопланетной жидкостью, он начинает превращаться в инопланетянина. Поняв, что для враждебного человечества он больше не представляет ничего кроме как великолепный кусок материала для научных исследований, содержащий уникальные образцы ДНК инопланетян и человеческой расы, герой ищет спасение в лагере пришельцев. По началу герой всё так же с трудом продолжает воспринимать пришельцев как себе подобных, но впоследствии его отношение к ним меняется. Как именно - можно увидеть в конце фильма.
Прочитав вышеизложенное, можно подумать, что «9-ый район» это какой-то дикий артхаус на космическо - социальную тематику. Но это не так, в этом фильме, хватило место и социальныим нравоучениям и ураганному боевику с оглушительными спецэффектами. Причем все перестрелки и вооруженные схватки как между людьми и пришельцами, так и между, весьма колоритно выглядящими нигерийскими бандитами и полицией сняты великолепно, на уровне достойнейшем именитых мастеров голливуда. Одна только сцена штурма спецназом захваченной инопланетянами лаборатории чего стоит. А когда герой прямо таки как в знаменитом компьютерном шутере «F.E.A.R.» (ох, спасибо авторам фильма за очередное припасенное «пасхальное яйцо» из компьютерной игрушки) надевает биомеханический костюм и идет воевать с полицейской бронетехникой, это выглядит поистине завораживающе.